Там чудеса, там Бэтмен бродит - Беларусь Сегодня

Супергерои в плащах и колготках, супергероини с пышными формами и неестественно вывернутыми фигурами, говорящие животные, японцы с большими глазами... Примерно такой набор образов приходит в голову среднестатистическому человеку при упоминании комиксов. Наш эксперт Николай Филончик, шеф-редактор журнала «КомиксГид» и соорганизатор фестиваля научной фантастики «Юникон», прочитал тысячи страниц графических рассказов и готов поспорить, что это только вершина айсберга.

Девятое искусство

Комиксы популярны уже не одно десятилетие. Кто-то ругает их за примитивность. А кто-то воспринимает как прекрасный плод любви слова и изображения, открывающий новые возможности для коммуникации. Недаром во Франции графическая проза официально внесена в список видов искусства и занимает девятую строчку. А США на Минской Международной книжной выставке в этом году представляли свою культуру исключительно через рисованную литературу.

Маус – первый в истории комикс, получивший Пулитцеровскую премию. На самом деле комиксы – вещь серьезная. Правда! Мы же не в советское время живем, чтобы думать, что картинки с буквами – это только для детей, а что не для детей, то буржуазно, непотребно и разлагающе. А ведь некоторые произведения по малолетству вообще нельзя понять, коли вы не вундеркинд, в три года читающий «Иллиаду», сидя на горшке. Если вы еще не знали, как и я, то на язык графических образов переложили и Гомера, и Шекспира, а не только курочку Рябу. Более того, далеко не каждый выпуск Бэтмена или Спайдермена будет ясен ребенку из-за обилия отсылок, цитат и прочего интертекста.

«Раньше говорили, что рок-н-ролл и хэви-металл – это для подростков. Но прошло время, и все уже знают, что не для подростков, а для всех. И здесь та же история», – открывает правду Николай Филончик.

Есть много комиксов, которые язык не повернется назвать примитивными. Например, недавно изданный на русском языке «Маус». Великий как по объему, так и по значимости для культуры, он стал первым графическим романом, получившим Пулитцеровскую премию. Книга рассказывает о нацизме. Действующие лица – морды животных. Мыши олицетворяют евреев, коты – немцев и т. д. «Если бы «Маус» был написан в форме традиционного романа, он бы, на мой взгляд, потерял часть своей крутости, – уверен Николай Филончик, – потому что приходилось бы описывать словами многое, что мы и так видим на картинке».

Смелость и раздельные туалеты

Чего у комиксов не отнять, так это способности воздействовать на сознание людей. Когда в ХХ веке американцы пришли в Японию и увидели, что дамы и господа пользуются одними уборными, они недовольно скривились и взялись за карандаши. Чтобы приучить местных жителей к раздельным клозетам, жители Штатов издали кучу рисованных историй, в которых, например, разборчивый вампир нападал на жертву в совместном туалете, но никогда в женском или мужском. Мол, делайте выводы.

Менее коварно педагогический потенциал графических рассказов используют сегодня в образовании, например для изучения иностранных языков. По сей день со светлой грустью вспоминаю собаку Пифа, чьи рисованные похождения скрашивали часы изучения французской лексики.

Центр преподавания и обучения Орегонского университета провел исследование и выяснил, что комиксы используют сложные слова чаще, чем традиционные книги для детей и взрослых, эксперты в свидетельских показаниях, а также выпускники университетов в разговорах с друзьями.

«Кроме того, комиксы учат хорошему, – улыбается Николай Филончик, – ведь, глядя на супергероев, спасающих мир, читателям тоже хочется сделать что-то полезное, значительное».

Дети хотят брать пример с сильных и смелых персонажей, которым сам Бог велел участвовать в социальной рекламе. Так в журналах комиксов публиковались изображения героев с молочными усами. Хочешь быть как Бэтмен, хочешь вырасти – пей молоко!

Параллельные миры

Время идет, сюжеты переосмысливаются, адаптируются, издаются заново. «Есть Человек-паук для детей. Есть специально для девушек (там рассказывается о том, как поживает Мэри Джейн, пока Питер Паркер спасает мир)», – загибает пальцы эксперт.

Существует канон, классическая история, которая считается правильной. В ней герои живут и развиваются. Если в 1960-х Спайдермен – это подросток, то сейчас он взрослый ученый, который успел жениться и развестись. Но могут быть и альтернативные варианты.

«У меня есть любимая история про Человека-паука, – признается Николай. – Главные герои продают дьяволу свою любовь, чтобы тетю Мэй не убили. В этот момент была создана новая вселенная, где тетю не застрелили, но и Питер с Мэри Джейн будто не любили друг друга и не женились. Для этого в середине нулевых перерисовали классический выпуск со свадьбой в стиле 70–80-х. С нелепыми цветами, черными кляксами...»

По комиксам снимают кино, по фильмам пишут комиксы. Сюда же в кучу складываются игрушки, компьютерные, настольные игры и много чего еще.

«Наиболее продаваемая графическая история в мире – «Ходячие мертвецы» – стала популярна из-за сериала про зомби. В нашей стране больше всего покупают комиксы по мультику «Время приключений с Финном и Джейком», – приводит пример Николай.

Сегодня самый читаемый белорусский комикс Gigiks публикуется в интернете на российском ресурсе. Пользователям из разных стран понравилось читать про магию, смешанную со студенческой жизнью, поэтому зарисовки о «некрологическом факультете БГУ» набирают сумасшедшее количество просмотров.

Николай Филончик радуется этому достижению, но в то же время разводит руками:

– Несмотря на то что комиксами все больше интересуются, купить их особенно негде. Это опасный бизнес из-за пиратства, а также небольшого рынка. Поэтому все специализированные магазины у нас, в России и Украине – это не первый бизнес. Даже в Минске подобных лавочек раз-два и обчелся. Вот и получается, что постепенно найти популярные издания становится все труднее – раскупают, а где взять еще?

Комиксы для начинающих

1 – Супермен. Земля-1

2 – Совершенный Человек-паук

3 – Маус

4 – Неуязвимый

5 – Gigiks

 

Факты

Халк изначально был не зеленым, а серым из-за несовершенства печати. Но потом создатели разобрались с качеством, и все стало на свои места.

Фильм «Ной» – это экранизация не библейской истории, а графического романа, который создал режиссер фильма Даррен Аронофски.

Первые белорусские комиксы появились в начале 90-х. Простенький, но интересный «Дзуррай» увидел свет в 1991 году. Потом был веселый рассказ на белорусском языке «Дзе жылi бурсонiкi?», вышедший тиражом 200 тысяч экземпляров, исторический «Колумб» и космическая история про подростков «Трансфомаги».

 

Елена ТАЛАЛАЕВА, фото Дмитрия ЕЛИСЕЕВА, «ЗН» Дата публикации: 12:40:24 - 05.05.2014

Читать статью полностью на портале «СБ»: http://tv.sb.by/obshchestvo-5/article/tam-chudesa-tam-betmen-brodit.html